Вулкан Иджен и его необычные синие огни
На Яве в Индонезии есть необычный вулкан, который является действующим, но при этом активно посещается туристами и является, наверное, самым привлекательным для осмотра местом на этом острове. Казалось бы - ну что такого необычного может быть в вулканах? Но у вулкана Иджен есть своя "фишка", делающая его настолько уникальным, что туристы обычно ходят смотреть его ночами.
Почему ночами? Всё дело в том, что особенность этого места в том, что здесь из недр земли активно извергается сера. Она стала не просто символом этого места, но и способом пропитания местных жителей. Нет, они её, конечно, не едят, а добывают (но об этом отдельно чуть позже). Сера, извергающаяся в этом месте из земли, сгорает именно синим пламенем, который виден только ночью - при солнечном свете его не очень заметно.
Вообще, чтобы всё правильно объяснить, надо знать химию - здесь, наверное, отличное место для проведения "практических уроков" в каких-нибудь спецклассах с уклоном в этот предмет.
Синим цветом горит газ сероводород, который является самым активным из серосодержащих соединений. В быту, кстати, именно он известен "запахом тухлых яиц" - и именно так пахнет на Иджене, как свидетельствуют в отзывах побывавшие там туристы.
Сероводород самовоспламеняется при контакте с кислородом, от чего и возникают синие огни Иджена. Но явно для такого воспламенения нужны ещё какие-то условия - потому опять же туристы порой пишут, что так и не увидели то, ради чего сюда пришли. Разочаровавшихся, кстати, не так уж и мало.
А это обидно, потому что только подниматься наверх по горе надо примерно 2 часа - наверху Иджена находится кольдера, в которой и "показывают" все эти чудеса. А с учётом, что пускать сюда для ночных экскурсий начинают в час ночи - то как минимум бессонная ночь гарантирована.
При удачном стечении обстоятельств в кальдеру можно спуститься, чтоб увидеть эти огни вблизи. Делают это ночью, как мы уже сказали, а в это время суток здесь не только темно, но и, как правило, ещё и холодно.
В итоге экскурсия превращается в настоящий экстрим, потому что кроме тёплой одежды, правильной обуви и перчаток необходимо брать с собой ещё и специальные маски. Дышать без маски здесь явно опасней, чем в московском метро во время эпидемии коронавируса.
Тем сильней впечатление ещё и от местных жителей, которые добывают на склоне вулкана серу и часто никакими масками не пользуются. Серы тут много, она дешёвая, но при местном уровне цен и доходов работа эта, говорят, является чуть ли не элитной. Но живут те, кто занимается этой работой, не очень долго - в среднем к 30 годам их здоровье уже полностью подорвано.
Сама же работа заключается в том, что они собирают серу, которая образуется буквально постоянно - из-за тех же химических процессов. Это можно назвать возобновляемым месторождением, ведь при выделении вулканических газов, горении и прочих процессах часть серы оседает в виде жёлтых отложений - их-то и собирают местные жители, а затем спускают вниз. Верней, сначала наверх из кольдеры, а потом уже вниз с горы.
Говорят, они одновременно носят по 80 килограмм серы в обычных плетёных корзинах. Иногда используют специальные приспособления для охлаждения газа - трубы, через которые из трещин в горе проходит газ и в которых конденсируется сера. Уроков химии они, скорее всего, не посещали, но такой незамысловатый способ явно знают давно.
Несмотря на то, что непосредственно извержение вулкана Иджен происходило последний раз в 1817 году, люди гибнут и сейчас. Главным образом причиной являются неконтролируемые выбросы газа, от которых не застрахованы даже опытные сборщики серы. Кстати, в итоге таким образом на Иджене за годы добывается примерно 70 000 тонн серы.
Ну и главная местная достопримечательность, для осмотра которой ночи ждать не нужно - обычно здесь заканчивают экскурсии "ночные странники", которые пришли смотреть синий огонь, сюда их приводят встречать рассвет.
Это озеро Кавах, которое находится в кратере и имеет диаметр около километра. Необычность же заключается в его цвете - оно бирюзовое, но, говорят, меняет раскраску буквально в зависимости "от погоды".
Но цвет - только следствие. Купаться, скажем, в этом озере нельзя, да и вообще это только со стороны выглядит романтично. В другой ситуации это место можно запросто назвать "Озером смерти", например. Потому что оно состоит из смеси серной и соляной кислоты, являясь самым большим кислотным озером в мире. Именно соляная кислота даёт этому озеру бирюзовый цвет, возникающий в присутствии примесей железа, хлора и других веществ.
Меняется цвет из-за металлов, которые попадают сюда из горячих гидротермальных источников. Вообще температура озера Кавах на глубине составляет в среднем 200 градусов по Цельсию. Максимальная глубина при этом - 200 метров. На поверхности "попрохладней" - примерно 50-60 градусов. Но купаться не стоит всё равно.
Несмотря на то, что вулкан считается затухающим, извержения его случаются - но без лавы. Серные газы выходят из трещин на склонах и смешиваются с водяными парами, а далее - снова чистая химия. Эта смесь, будучи жидкостью, стекает с гор, но выделяемый из неё газ "по ходу движения" горит. Это и создаёт эффект спускающегося с горы огненного потока необычного синего цвета.