Судьба необычного моста, по которому можно было лететь на другой берег
Транспортный мост, который больше похож на канатную дорогу, был ярким символом Марселя в первой половине 20-го века. Мостов таких было во Франции несколько – и некоторые даже сохранились до сих пор, хотя и не используются по первоначальному назначению. Такие же мосты были и в других странах, при этом автором проектов большинства из них был один и тот же человек.
Самые яркие примеры таких мостов созданы французским инженером Фердинандом Арноденом, который сумел воплотить сразу несколько проектов в разных городах Франции, Испании и Англии, а также в Алжире. Скажем, до сих пор используются его мосты во французском Рошфор-Мартру, британском Ньюпорте и мост в испанской провинции Бискайя.
Авторство Фердинанда Арнодена относится к 9 из всего 18 подобных существующих сооружений в мире, которые также называют паромными или воздушными трансферными мостами. Свои первые Transporter Bridge он построил ещё в конце 19-го века (1898-й год).
Но самым известным из списка его работ является транспортный мост в Марселе, который был уничтожен фашистами во время Второй мировой войны. Этот мост был открыт в декабре 1905-го года и соединял два берега гавани в районе Старого порта (Вьё-Пор де Марсель), который считается историческим центром Марселя (и туристическим тоже).
Конструкция включала в себя два пилона весом по 240 тонн и высотой почти 87 метров, размещённых на разных берегах. К палубе моста на высоте более 50 метров крепилась специальная платформа площадью около 120 квадратных метров и весом 20 тонн, которая висела буквально у самой воды. Поэтому конструкцию также называли «летающий паром».
На сами пилоны тоже можно было попасть по устроенным внутри лестницам — на сохранившихся мостах такого типа до сих пор есть и смотровые площадки. В Марселе таковая располагалась на высоте 72 метра, а в 1907-м году в одном из пилонов даже появился лифт, который вёз любопытных зрителей на соответствующую смотровую площадку.
В подвешенную гондолу запросто помещалось несколько повозок, а также были построены веранда и небольшой рыбный ресторан. Интересно, что время движения от берега до берега составляло всего полторы минуты (ширина моста — 165 метров), но в кафе подавали рыбные блюда — видимо, чтоб их спокойно поесть, надо было прокатиться туда-сюда несколько раз.
Правда, уже в 30-х годах от этого ресторанчика осталась только былая слава — его закрыли. Собственно, к началу 40-х годов весь мост был не в очень хорошем состоянии — из-за плохого технического обслуживания и нехватки средств. В планах местных властей уже входил его снос, но движение гондолы было прекращено только в начале 1944 года.
В это время Франция была оккупирована войсками гитлеровской Германии, так что снесли мост не французские власти, а немецкие — 22 августа 1944 года оба пилона были взорваны, чтобы закрыть проход в порт для кораблей противника. Но в итоге упал только один из пилонов моста, второй пришлось «довзрывать» уже после окончания войны.
Получается, что немецкие войска сделали местным властям одолжение, поскольку таким образом помогли осуществить планы по сносу моста. С такой же точки зрения можно смотреть и на то, что немцы разрушили примыкавшие к порту кварталы Старого города — их всё равно планировалось снести, чтобы построить более современные дома (к старым относились как к трущобам).
В любом случае, для жителей Марселя того времени этот мост был чем-то вроде Эйфелевой башни для Парижа — предметом гордости с одной стороны и поводом высказать недовольство его неуместностью. Тем более, что архитектурно оба этих сооружения, выполненные в «ажурном» стиле, вполне похожи.
Говорят, многие французские художники того времени, рисовавшие Старый порт, игнорировали мост и не отображали его на своих картинах. «Вписать» мост в свои картины получилось буквально у нескольких живописцев. Зато осталось множество фотографий — мастера этого жанра как раз очень любили снимать авангардные виды железных конструкций. Устраивались даже фотовыставки, где «главными героями» были Марсельский мост и его элементы в разных ракурсах.
В Марселе, кстати, периодически заходят разговоры о восстановлении, точнее, постройке нового такого же моста в Старом порту. Вопрос не только обсуждался городскими властями, но ими же и был инициирован. Правда, пока до практических решений не дошло.
Интересен ещё такой факт: при постройке моста Фердинанду Арнодену была предоставлена концессия на 75 лет в обмен на покрытие расходов на строительство. Другими словами, он должен был 75 лет получать прибыль от эксплуатации Марсельского моста.
Но, как мы теперь знаем, мост столько не простоял, а сам архитектор скончался ещё раньше, в 1924-м году. Видимо, именно с его уходом и было связано то, что мост так быстро пришёл в негодность.