После мухи пустой постамент на главной площади Лондона займёт цомпантли

В Лондоне есть традиция, касающаяся Трафальгарской площади, одной из главных площадей в городе. Как известно, там есть четыре постамента, из которых - так исторически сложилось - заняты только три. На этом постаменте в итоге было решено просто менять статуи, давая возможность показать себя художникам и скульпторам разных направлений.

Пустой четвёртый постамент на Трафальгарской площади в Лондоне Пустой четвёртый постамент на Трафальгарской площади в Лондоне

Наверное можно считать своеобразной иронией, что на площади, которая изначально вообще была названа именем Вильгельма IV, как раз ему-то памятника и нет. Его хотели там поставить - как раз на четвёртый постамент - после того, как в 1835-м году площадь было решено переименовать. Но в общем так и не поставили.

Довольно долго - почти 150 лет - он так и был достопримечательностью под условным названием "пустой постамент". Пока под конец 20-го века городские власти не решили, что будут предоставлять его как временную площадку для современного искусства.

Памятник королю Георгу IV на Трафальгарской площади Памятник королю Георгу IV на Трафальгарской площади

Таким образом на Трафальгарской площади есть памятник королю Георгу IV и паре военачальников XIX века. Для большинства туристов они остаются ноунеймами, а мэр Лондона Кен Ливингстон в начале "нулевых" вообще предлагал убрать их с площади. Но решили, что раз с трудом придумали, что делать с одним пустым постаментом, то лучше пока не торопиться опустошать другие.

В итоге королю и военачальникам пришлось соседствовать с совершенно разными "коллегами". На пустом постаменте уже было много всякого разного - от синего огромного петуха и лайка (большой палец вверх) до статуи Христа в обычный человеческий рост, стоящего на самом краю постамента, и корабля в огромной стеклянной бутылке.

Статуя Христа была первой, с которой началась традиция - она была похожа просто на человека, который стоит на краю постамента Статуя Христа была первой, с которой началась традиция - она была похожа просто на человека, который стоит на краю постамента

Мы писали об этом (читайте подробней нашу статью "Тайна пустого четвёртого постамента Трафальгарской площади") - а сегодня расскажем, какой арт-объект находится там сейчас и какие работы появятся вскоре и будут украшать знаменитую лондонскую площадь в ближайшие 3 года.

Так вот, сейчас на четвёртом постаменте находится скульптурная композиция под названием "Конец" (The End), представленная скульптором Хизер Филлипсон. Визуально это витая шапка сливок, увенчанная вишенкой - всё это поедает огромная муха. Муха, конечно, добавляет ассоциаций, особенно с таким названием...

Почему это называется "Конец" - не очень понятно Почему это называется "Конец" - не очень понятно

Сама художница отмечала, что "неустойчивый вихрь сливок" будет выглядеть как памятник высокомерию и надвигающемуся краху. С чем-чем, а с надвигающимся крахом она почти угадала, ведь её работу из-за известных событий не смогли вовремя разместить на законном месте - и вот даже вопрос, почему на самом деле.

Пишут, что слишком уж не во время работа под названием "Конец" должна была появиться в почти парализованном городе, где закрыты все заведения, жители боятся выйти из дома и т.д. Но формально - просто городу было не до арт-объектов, пусть даже речь идёт о такой важной и известной традиции.

Муха и квадрокоптер - главные герои "Конца" Муха и квадрокоптер - главные герои "Конца"

В итоге сливки, стекающие с постамента, появились на Трафальгарской площади только 30 июля 2020-го года, на 4 месяца позже запланированного срока. "Конец" с вишенкой на конце при всей своей как бы воздушности оказался самой высокой и тяжёлой конструкцией из всех, что там устанавливались - 9,4 метра и 9 тонн.

Важная часть композиции - дрон, который по замыслу должен летать вокруг и вести съёмку всего, что происходит на площади. В интернете даже есть ссылка, по которой ведётся трансляция - но, видимо, не постоянно. По крайней мере нам попасть на что-то похожее на онлайн-видео не удалось.

Джон Чилембве и Джон Чорли - композиция, которая появится на четвёртом постаменте в 2022-м году Джон Чилембве и Джон Чорли - композиция, которая появится на четвёртом постаменте в 2022-м году

Летом 2021-го года в Лондоне уже выбрали две новых композиции, которые украсят собой четвёртый постамент. В следующем году здесь появится скульптура, которая изображает некоего Джона Чилембве, одного из основателей национально-освободительного движения в Ньясаленде (ныне Малави), рядом с европейским миссионером Джоном Чорли.

Тут достаточно сказать, что Малави некогда была британской колонией и тема освобождения этой африканской страны от британцев в самой Британии теперь, как видим, занимает важное место - как минимум, место на Трафальгарской площади. Джон Чилембве был организатором восстания за независимость в 1915-м году. Восстание было подавлено, а сам Чилембве - застрелен полицией.

"Антилопа" и её автор Самсон Камбалу "Антилопа" и её автор Самсон Камбалу

Интересно, что композиция основана на фотографии 1914-го года, а главная "фишка" её в том, что Чилембве не снимает шляпу, бросая вызов колониальному правилу, запрещавшему африканцам носить шляпы перед белыми людьми. При этом его статуя будет больше, чем статуя Чорли, которая выполнена в натуральную величину.

Судя по всему, Джон Чорли в этой скульптурной композиции нужен только для этого противопоставления. Хотя автор объяснил, что таким образом он возвышает Чилембве и его историю, "раскрывая скрытые повествования о недопредст