После мухи пустой постамент на главной площади Лондона займёт цомпантли
В Лондоне есть традиция, касающаяся Трафальгарской площади, одной из главных площадей в городе. Как известно, там есть четыре постамента, из которых - так исторически сложилось - заняты только три. На этом постаменте в итоге было решено просто менять статуи, давая возможность показать себя художникам и скульпторам разных направлений.
Наверное можно считать своеобразной иронией, что на площади, которая изначально вообще была названа именем Вильгельма IV, как раз ему-то памятника и нет. Его хотели там поставить - как раз на четвёртый постамент - после того, как в 1835-м году площадь было решено переименовать. Но в общем так и не поставили.
Довольно долго - почти 150 лет - он так и был достопримечательностью под условным названием "пустой постамент". Пока под конец 20-го века городские власти не решили, что будут предоставлять его как временную площадку для современного искусства.
Таким образом на Трафальгарской площади есть памятник королю Георгу IV и паре военачальников XIX века. Для большинства туристов они остаются ноунеймами, а мэр Лондона Кен Ливингстон в начале "нулевых" вообще предлагал убрать их с площади. Но решили, что раз с трудом придумали, что делать с одним пустым постаментом, то лучше пока не торопиться опустошать другие.
В итоге королю и военачальникам пришлось соседствовать с совершенно разными "коллегами". На пустом постаменте уже было много всякого разного - от синего огромного петуха и лайка (большой палец вверх) до статуи Христа в обычный человеческий рост, стоящего на самом краю постамента, и корабля в огромной стеклянной бутылке.
Мы писали об этом (читайте подробней нашу статью "Тайна пустого четвёртого постамента Трафальгарской площади") - а сегодня расскажем, какой арт-объект находится там сейчас и какие работы появятся вскоре и будут украшать знаменитую лондонскую площадь в ближайшие 3 года.
Так вот, сейчас на четвёртом постаменте находится скульптурная композиция под названием "Конец" (The End), представленная скульптором Хизер Филлипсон. Визуально это витая шапка сливок, увенчанная вишенкой - всё это поедает огромная муха. Муха, конечно, добавляет ассоциаций, особенно с таким названием...
Сама художница отмечала, что "неустойчивый вихрь сливок" будет выглядеть как памятник высокомерию и надвигающемуся краху. С чем-чем, а с надвигающимся крахом она почти угадала, ведь её работу из-за известных событий не смогли вовремя разместить на законном месте - и вот даже вопрос, почему на самом деле.
Пишут, что слишком уж не во время работа под названием "Конец" должна была появиться в почти парализованном городе, где закрыты все заведения, жители боятся выйти из дома и т.д. Но формально - просто городу было не до арт-объектов, пусть даже речь идёт о такой важной и известной традиции.
В итоге сливки, стекающие с постамента, появились на Трафальгарской площади только 30 июля 2020-го года, на 4 месяца позже запланированного срока. "Конец" с вишенкой на конце при всей своей как бы воздушности оказался самой высокой и тяжёлой конструкцией из всех, что там устанавливались - 9,4 метра и 9 тонн.
Важная часть композиции - дрон, который по замыслу должен летать вокруг и вести съёмку всего, что происходит на площади. В интернете даже есть ссылка, по которой ведётся трансляция - но, видимо, не постоянно. По крайней мере нам попасть на что-то похожее на онлайн-видео не удалось.
Летом 2021-го года в Лондоне уже выбрали две новых композиции, которые украсят собой четвёртый постамент. В следующем году здесь появится скульптура, которая изображает некоего Джона Чилембве, одного из основателей национально-освободительного движения в Ньясаленде (ныне Малави), рядом с европейским миссионером Джоном Чорли.
Тут достаточно сказать, что Малави некогда была британской колонией и тема освобождения этой африканской страны от британцев в самой Британии теперь, как видим, занимает важное место - как минимум, место на Трафальгарской площади. Джон Чилембве был организатором восстания за независимость в 1915-м году. Восстание было подавлено, а сам Чилембве - застрелен полицией.
Интересно, что композиция основана на фотографии 1914-го года, а главная "фишка" её в том, что Чилембве не снимает шляпу, бросая вызов колониальному правилу, запрещавшему африканцам носить шляпы перед белыми людьми. При этом его статуя будет больше, чем статуя Чорли, которая выполнена в натуральную величину.
Судя по всему, Джон Чорли в этой скульптурной композиции нужен только для этого противопоставления. Хотя автор объяснил, что таким образом он возвышает Чилембве и его историю, "раскрывая скрытые повествования о недопредст