Настоящий детектив: 3D-художник восстанавливает древние здания по деталям развалин – сравните, что было и что осталось

Узнавать об истории можно, оказывается, из портфолио специалистов по 3D-моделированию. Так случайная картинка в каком-то блоге приводит на сайт её автора, после чего начинается "залипание", ведь можно долго рассматривать не руины, а вполне целые дворцы древнего Эфеса или, скажем, здания английского аббатства, которого давно нет, или даже захоронение скифского периода.

Храм Артемиды – виртуальная реконструкция храма в Эфесе Храм Артемиды – виртуальная реконструкция храма в Эфесе

Венгерский 3D-художник по имени Адам Немет известен как мастер виртуальной реконструкции различных достопримечательностей. К нему обращаются из различных музеев и подобных организаций, по заказу которых он и начинает изучать те или иные достопримечательности.

Скажем, среди его последних работ — реконструкция здания аббатства Уитби, которую заказали в English Heritage, государственной Комиссии по историческим зданиям и памятникам Англии. Руины этого аббатства сохранились в Северном Йоркшире и даже признаны памятником архитектуры, но это только руины.

Whitby Abbey – виртуальная реконструкция Адама Немета Whitby Abbey – виртуальная реконструкция Адама Немета

А работа Адама Немета позволяет взглянуть на то, как это здание выглядело на самом деле — собственно, это касается всех его работ. Но отдельно стоит рассказать о его реконструкциях сохранившихся лишь в виде руин и обломков исторических зданий древнего города Эфес, находящегося сейчас в Турции, которые даже были выпущены National Geographic в виде отдельной книги.

Эфес называют древним городом, который лучше всего сохранился до нашего времени. Иначе говоря, развалины этого города — некогда шумного и известного по всему миру города, столицы Азии, порта, где сходились нескольких торговых путей, места, где проповедовал апостол Павел и где проводилось два Вселенских собора — это лучшее из того, что осталось у людей от городов того времени.

Храм Адриана – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе Храм Адриана – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе

Считается, что Эфес был построен в 1000 году до н.э. на побережье Эгейского моря Андроколосом, сыном тогдашнего царя Афин по имени Кодрос. Есть забавное предание о том, почему город построили именно здесь: якобы было пророчество, что новый город будет построен там, где «рыбы прыгнут, а свиньи убегут».

И вот в какой-то момент, когда Андроколос сотоварищи высадились на берег и жарили рыбу, масло вдруг загорелось и расплескалось — рыба на сковороде подпрыгнула, а горящее масло подожгло ближайшие кусты, откуда со страху выбежали дикие свиньи. Так что пришлось строить новый город именно в этом месте.

Фонтан Трояна – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе Фонтан Трояна – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе

Впрочем, сейчас все хоть как-то сохранившиеся в Эфесе архитектурные достопримечательности помещаются на пару разворотов путеводителя — это библиотека Цельса, храм Артемиды Эфесской, театр Эфеса, фонтан Трояна, первая в мире церковь, построенная в честь Богородицы, дорога Аркадия, террасные дома, знаменитый Одеон и ещё несколько небольших построек.

Все они, наверное, впечатляют туристов в том числе и своим видом — руины сами по себе часто символизируют древность, добавляя интересности к историческим фактам о том или ином месте. Однако сравнить то, что сохранилось, с тем, что было когда-то — невозможно. Верней можно — как раз с их виртуальными реконструкциями.

Террасные дома – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе Террасные дома – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе

Так что Адам Немет — это тот, кто позволяет заглянуть в прошлое и сравнить его осколки с некогда целой реальностью. По его словам, его работа больше всего похожа на работу детектива, который пытается воссоздать все мелочи, изучая место преступления. Так же и он собирает все данные из всевозможных источников, анализирует как панорамные фотографии, так и крупные снимки различных разбитых фресок перед тем, как собственно сесть за компьютер и запустить программу для 3D-моделирования.

Что интересно, перед своей работой по Эфесу он в этом городе никогда не был и вообще не посещал Турцию. Он опирался на работы учёных и справочники, при этом он уверяет, что его модели выверены с точностью до сантиметров.

Библиотека Цельса – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе Библиотека Цельса – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе

Единственное, полное соответствие чего он не гарантирует — это цвета задний и их элементов. Оказалось, что именно по краскам, которыми пользовались в Эфесе, нет ни одной научной работы, на которую можно было бы опереться. Это не значит, что цвета использованы не те, они вполне привязаны к реальности — но фактура и оттенки требуют уточнений.

Впрочем, сильно ли художник ошибся в красках и насколько был точен в своих реконструкциях — сказать сложно. Ведь часто выводы учёных — далеко не окончательны. Так считается, что Эфес на сегодня раскопан примерно на 10 процентов.

Театр Эфеса – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе Театр Эфеса – виртуальная реконструкция и то, что можно видеть сейчас в Эфесе

Кто знает, какие открытия ждут археологов в будущем: может быть появится и новая информация о красках, и об убранстве домов, и обо всём остальном — и это заставит приступить к новой реконструкции Эфеса. Пока же любуемся тем, что есть, спасибо Адаму Немету.