Код Диккенса взломан: о чём оказалось письмо, которое не могли прочитать полтора века
Стенография – это не просто, когда кто-то быстро записывает чью-то речь, а целая система особого шифрованного письма. Настоящей вековой загадкой стал "Код Диккенса" – легендарный писатель оставил письма, которые долго не получалось расшифровать. И только недавно это удалось сделать с помощью обычных "компьютерщиков", которые узнали о такой проблеме литературоведов из блогов в Интернете.
Как правило, для скорости записи не просто сокращают слова и выражения до вида вроде "и т.д.", как мы делаем в быту, а используют более простые в написании символы вместо букв или даже часто встречающихся сочетаний букв, а также типичных предлогов (пере-, над-) или окончаний (-ов, -ство).
В общем, в чём-то стенография сродни шифрованию, хотя основная цель здесь – не скрыть смысл написанного от посторонних глаз, а суметь быстро записать нужную информацию.
Услугами стенографистов пользовались, скажем, писатели – те, которые не писали сами, а надиктовывали текст. Или учёные, которые могли, к примеру, диктовать свои наблюдения во время опытов. Известно, что так работали Менделеев, Достоевский и даже Толстой, который отвечал на многочисленные письма именно руками стенографиста, который сначала записывал ответы писателя, а затем по своим стенограммам писал уже полноценные ответы.
Известно, что некоторые писатели начинали как стенографисты – ну, точнее говоря, зарабатывали сначала именно таким ремеслом. Среди них – Чарльз Диккенс, который в молодости успел побыть судебным и парламентским репортером, то есть ему приходилось быстро записывать свои заметки или цитаты из речей судей, адвокатов и парламентариев.
Считается, что стенографии Диккенс научился, когда ему было 16 лет, изучив книгу под названием "Брахиграфия, или Быстрое письмо, упрощенное для самых скромных способностей", написанную почти за век до этого стенографистом Томасом Герни.
В данном случае это важно, потому что долгое время учёные искали способы расшифровать некое загадочное письмо Чарльза Диккенса, написанное им в 1859-м году. И они опирались именно на те методы, которые описывал Герни. Никто не думал, что в этом одностраничном письме содержатся какие-то секреты или тайные знания, конечно – просто специалисты по Диккенсу не хотели оставлять "белых пятен" в своей работе.
Расшифровать это письмо не удавалось, хотя попытки начались чуть ли не сразу после смерти писателя. Соответственно, в начале 21-го века специалисты понимали значения всего десятка знаков – столько же, сколько их коллеги в 19-м веке. Нельзя сказать, что это как-то сильно кому-то вредило – но, повторимся, определённый зуд у учёных был.
Само письмо хранится в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке, но представители Лестерского университета решили опубликовать его копию и объявить конкурс на расшифровку. Кстати, с совершенно смешным призом в 300 фунтов стерлингов – правда, участников всё равно собралось немало (около тысяч человек).
Представители университета организовали несколько дистанционных "совещаний", благо за время локдаунов все уже привыкли к видео-конференциям. Вот тут и пошли настоящие подвижки – причём учёные уверены, что именно такой коллективный подход и помог им, поскольку смог обеспечить совместную работу как литературоведов, так и людей, чей опыт ближе к разбору кода, а точней, к компьютерному программированию.
Знатоки Диккенса и особенностей того времени, скажем, объясняли, что в стенографические сокращения могли попасть не просто буквы или слова, но и, скажем, обозначения вроде H.W. – Household Words, это название журнала, где Диккенс работал редактором. Так же среди стенографических значков был символ, близкий к нашему @ – сначала учёные были уверены, что это предлог at, но выяснилось, что на самом деле этим знаком Диккенс обозначал название другого журнала, All the Year Round ("Круглый год"), издателем которого являлся.
Такие тонкости не могли, конечно, знать люди, далёкие от изучения жизни писателя, а литературоведы явно были далеки от других знаний, которые в данном случае помогли команде расшифровать сходу около 70 процентов всего письма Диккенса.
Победителем же, получившим 300 фунтов стерлингов, стал расшифровавший больше всех символов Шейн Бэггс, специалист по компьютерной техподдержке из Сан-Хосе. Самое замечательное, что он никогда не читал романов Диккенса и уж тем более ничего не знал об его письмах. А о самом конкурсе он узнал из обсуждений в одной из тематических групп в известной соцсети.
А что же было в загадочном письме Чарльза Диккенса? Оказалось, что это что-то вроде наброска письма редактору одной из лондонских газет, в которой отказались печатать рекламное объявление о новом романе Диккенса – писатель очень зол, о чём и пишет в уместных для того времени выражениях. Ничего такого, но, понятно, изучающим каждый шаг писателя "диккенсоведам" эта информация была более чем интерерсна.
Секрет стенографии писателя интересует специалистов и поклонников Диккенса ещё и с той точки зрения, что он писал об этом в своём полуавтобиографическом романе "Дэвид Копперфилд", где назвал свой метод "дикой стенографической тайной".
Теперь же учёные надеются расшифровать все подобные записи Чарльза Диккенса и в следующем году организовать выставку его стенографических записей – с расшифровкой, разумеется.