Дом, на крыше которого проложена гоночная трасса
На севере Италии есть знаменитый город Турин, ведущий свою историю от эпохи "до нашей эры" - с Римской империи. Однако Турин 20-го века в первую очередь связан с автомобильной промышленностью и одним очень необычным местом, которое теперь стало не менее привлекательным для туристов, чем средневековые достопримечательности.
В 20-м веке Турин стал столицей автомобилестроения Италии - в первую очередь, благодаря тому, что именно здесь действовали многочисленные производственные площадки фирмы Fiat.
На все заводы, которые работали в Турине и его пригородах, приходится и сейчас подавляющая часть выпуска автомобилей в Италии.
Но опустим экономические подробности, нас интересует то, что к автомобилестроению имеет уже только исторические отношение.
Речь идёт о здании завода Fiat Lingotto, который получил своё имя по названию городского района, в котором он был построен. К слову, до стройки тут была деревня и огороды, а после появления завода район стал одним из городских центров притяжения.
И не мудрено, поскольку здание завода стало самым большим в Турине - полкилометра в длину. Что интересно, когда стало ясно, что завод будет закрыт, думали просто снести здание. Но не стали это делать не только из-за желания сохранить здание как "кусочек истории", но из сугубо практических соображений.
Дело в том, что его снос образовал бы дыру в той визуальной перспективе, которая открывается с Via Nizza, кстати, самой длинной улице Турина.
Дыра эта открыла бы обзор на железнодорожные пути (чуть дальше - местный ж/д вокзал с тем же названием) и вообще - в любом случае бы встал вопрос, что тут построить. Решили оставить здание завода, но дав ему новую жизнь в новом амплуа.
В итоге сейчас здесь большой торговый и выставочный комплекс, а также гостиница - но "фишка" этого места осталось той же.
Наверное, Lingotto был бы просто одним из больших заводов Fiat, если бы не его крыша и вся идея организации процесса сборки автомобилей.
Дело в том, что на крыше здания находится настоящий автомобильный трек, который можно увидеть и сейчас. Идея эта принадлежит архитектору Джакомо Матте Трукко, а главный замысел в том, что по мере сборки автомобиля он поднимается вверх с этажа на этаж и уже в готовом виде выезжает на крышу.
Для этого внутри построена специальная рампа, по которой машины и проезжают свой "путь наверх". Всего в здании четыре этажа - они и стали сборочными цехами для машин. А вот трасса использовалась как для испытательных заездов производимых здесь машин, так и для полноценных авто- и мото-гонок.
Для тех, кто разбирается в авто - на заводе Lingotto в Турине собирались такие модели, как Torpedo, Topolino, Balilla и знаменитый Fiat 500. Всего с момента запуска производства здесь было выпущено около 80 разных моделей.
Сам завод открылся в 1923 году, но проект начали обсуждать раньше - задуман он был в 1914-м, а строительство стартовало в 1916-м году - и Джакомо Матте Трукко буквально стал звездой архитектурного мира. Интересно, что в итоге его имя не связано больше ни с одним громким проектом, но тем не менее в истории оно осталось навсегда.
Однако к началу 80-х годов прошлого века завод перестал соответствовать требованиям, а в 1982-м году он был закрыт.
Архитектурный конкурс на преобразование здания завода выиграл архитектор Ренцо Пьяно, предложивший переделать это всё в крутой на тот момент торгово-развлекательный комплекс с театральным и концертным залами, музейным пространством, гостиницей и, конечно же, магазинами.
Осталось место и для "материнской" компании - Fiat оставил здесь свою штаб-квартиру (верней, административный центр автомобильного факультета местного политехнического университета).
Трасса на крыше доступна для туристов - хотя, говорят, попасть туда можно только через художественную галерею, за вход в которую надо ещё и заплатить.
Сверху также открывается прекрасный вид на Турин и расположенные недалеко от города Альпы, так что если будете в этом городе, а многочисленные хиты барокко уже замылят глаз - езжайте в Линготто.