Дети Луны: загадка белолицых индейцев из племени куна
В Карибском море есть остров под названием Укупсени, относящий к Панаме. Для данных мест остров типичен - белоснежный песок, чистый океан, прекрасная природа и солнце. Сюда нелегко добраться, но туристов тем не менее здесь довольно много. Остров ещё стал известен и благодаря местному племени индейцев куна - необычность это народа в том, что среди них очень много альбиносов. И ученые не могут понять причину такой аномалии.
Ученые, конечно, не так давно получили возможность вообще как-то плотно наблюдать за этими людьми — может быть, несколько последних десятилетий. Индейцы не стремились к контактам с внешним миров и жили достаточно замкнуто. Отчасти, наверное, и это могло повлиять на тот факт, что в племени так много альбиносов. С одной стороны, очень долго эти люди считались прокаженными и людям племени даже запрещалось вступать в браки с ними. С другой — по всей видимости, они находили себе пару среди подобных себе представителей племени и дети чаще появлялись похожими на родителей.
Вообще племя куна — не коренное для острова Укупсени. До прихода европейцев в Америку во времена Колумба они жили на контененте — но были вытеснены со своих мест. Это тоже заставило их насторожено относиться ко всем чужакам. Было ли в то время среди куна так много «детей Луны», как они сами называют альбиносов, неизвестно.
Но то, что они стали частью не просто народа, но и культуры племени куна, неоспоримо. Название «дети Луны» появилось не случайно. Генетическая аномалия, из-за которой люди рождаются «белыми», подразумевает отсутствие пигментации волос, кожи и глаз. Это сильно влияет на образ жизни этих людей. Скажем, кожа быстро сгорает на солнце, поэтому они днем стараются не выходить из своего жилья — а выходят, соответственно, только ночью, при свете луны. Также хуже заживают раны — в том числе от укусов насекомых. Плюс ко всему у многих наблюдаются проблемы со зрением.
Среди народа куна гуляло поверье, что такие дети рождаются у обычных матерей из-за того, что те во время беременности смотрели на луну. Будущие матери боялись такой судьбы — во время беременности, например, ели уголь, чтоб ребенок «почернел» в утробе. Отношение к альбиносам одновременно было как и к прокаженным, и как к светлым в переносном смысле людям — то есть более добрых, более близких к богу. Наверное здесь подходит наш термин — юродивый.
В итоге такое отношение трансформировалось в «использование» альбиносов для ритуальных служб. Скажем, во время лунных затмений именно «дети Луны» должны выходили на улицу и стреляли в небо из лука — так они отгоняли злого дракона, который готовится съесть ночное светило. В определенный период существования племени в дни лунных затмений обычным людям вообще запрещалось выходить ночью из дома — на улице имели право находиться только «дети Луны».
Так или иначе, отношение к альбиносам в племени куна давно изменилось. Да и куда деваться, если подумать — сейчас в племени примерно 1 из 150 человек является альбиносом, то есть это уже не из ряда вон выходящее явление (в мире в среднем рождается один альбинос на примерно 17 тысяч человек). Но проблемы остаются — скажем, школьники-альбиносы вынуждены ездить на учебу на машинах, а днем сидеть в классе и не выходить на улицу вместе с остальными людьми, дожидаясь вечерних игр.
К слову, такая, как сказали бы сейчас, толерантность — на самом деле необычное явление. Скажем, в некоторых районах Африки, где альбиносы тоже рождаются часто, к ним относятся очень агрессивно. Это — одна из причин, почему судьба альбиносов вообще рассматривается как проблема и почему пример племени куна считается очень необычным.