Без дорог и машин: город в Саудовской Аравии, где всё убрано под землю
Иногда интересно написать не о тех интересных местах, что были или будут, а о тех, что - возможно - будут. По крайней мере, планируются. Недавно Саудовская Аравия сообщила о планах построить в своей стране необычный город - в виде расставленных на территории длиной в 160 километров небольших "городских модулей", которые у нас просто называли бы кварталами, и при этом без автомобилей.
Понятно, что на фоне постоянных разговоров об экологии, той же борьбы с автомобилями и прочими «вредными выбросами» такие проекты вызывают не столько интерес, сколько активную информационную поддержку. Скажем сразу, многие сомневаются, что проект вообще будет реализован, слишком уж неординарная и сомнительная идея.
С другой стороны — мало ли сомнительных идей уже реализуется на наших глазах. Главное, что идея должна быть «правильной» с точки зрения актуальной повестки дня, и иметь поддержку. Тут она есть — идеологи нового города, который должен получить незамысловатое название The Line, уже готовы вложить в строительство 500 миллиардов долларов.
Считается, что инициатором проекта выступает наследный принц Мохаммед бин Салман, который сильно обеспокоен текущей экологической ситуацией в мире, а также хочет построить настоящий «Город для людей». Красивых «хуков» пиарщики проекта написали немало: это и «умный» город, и «первый город для людей», и даже «город с нулевым потреблением энергии».
Что всё это значит на практике, не очень понятно. Но да — отсутсвие автомобилей, только возобновляемые источники энергии и всё такое. В любом случае, скорей пугаешься, читая про «полностью автоматизированный город» во главе с искусственным интеллектом, который будет управлять всеми процессами.
Сразу приходят на ум разного рода утопии и кино про взбунтовавшийся Скайнет. Впрочем, и без фантастики идея достаточно рисковая. Дело в том, что The Line не получит привычных нам дорог и вообще нормального наземного сообщения. Людей — а город рассчитан примерно на один миллион жителей — по сути хотят поселить небольшими группами в кварталах, которые между собой не связаны никак кроме подземной транспортной сети.
А тут уже не обошлось без известного проекта hyperloop. Hyperloop — такое вакуумное скоростное метро (в данном случае, изначально это трубы над землёй), которое подаётся как технологический прорыв, хотя сама идея относится максимум к началу 20-го века.
Идею часто приписывают авторству Илона Маска, но это не совсем так, да и занимаются экспериментами по этой теме уже несколько разных компаний. Кого пригласят строить «гиперлупы» в новый «город-сад» — пока неизвестно, да пока не так и важно (хотя деньги огромные). Важно представить, как это — общественный транспорт в виде подземной трубы, по которой можно проехать только между конкретными точками, и при этом альтернативы нет.
Зато как плюс подаётся то, что между крайними «модулями» — то есть сквозь весь город — можно будет проехать всего за 20 минут. Наземных дорог, насколько можно понять, между этими «оазисами жизни» не предполагается.
Конечно, интересно потенциальное расположение этого города. Он должен строиться по береговой линии вдоль Красного моря — с пляжами, уютными островками в море и прочим «туристическим раем». Затем — прибрежная пустыня, горная часть и лишённая растительности долина, через которую будет построен «проход» в основную часть страны.
Но основная задача проекта — сделать новый город максимально экологичным местом проживания и проведения досуга. Для этого под землю предлагается спрятать не только это «метро», но и всю техническую инфраструктуру. То есть все коммуникации, канализации и непонятно что ещё — но как бы всё, что «портит воздух».
Впрочем, такие вещи нас-то не удивляют — у нас в городах под землёй идут трубы центрального отопления, неведомые в большинстве других стран. Но обещание убрать под землю всё — как-то тоже настораживает, особенно при разговоре про Аравию в принципе (Аравийский полуостров), где даже в суперсовременном Дубае нет привычной нам системы канализации.
Согласно планам, в рамках «кварталов» всё необходимое людям будет доступно буквально в пяти минутах ходьбы. На территории The Line будут построены развлекательные центры, спортивные сооружения, специальные туристические зоны и, конечно, деловые центры.
Ведь новый город по задумке должен стать ещё и городом технологий и бизнеса и вообще сильно поднять внутренний ВВП страны, позволив снизить зависимость страны от экспорта нефти.
Эта цель тоже звучит как фантастика, наверное — но желание понятное. В общем, много фантазии и символизма (даже длина города в миля равна по проекту ровно сотне), а что из этого получится на самом деле — пока непонятно. Хотя во время презентации заявлялось, что строительство начнётся уже в первом квартале 2021 года. Можно сказать, со дня на день.