Как выглядел первый автодом на колёсах

Интерьер первого автодома на колёсах

Сейчас для самостоятельных путешествий с элементами "домашнего уюта" используют так называемые кемперы, или автодома. Прадедушкой таких "домов на колесах" можно считать совершенно конкретный экземпляр такого "вагончика", который даже имеет своё название - The Wanderer, то есть "Странник".

Это старейший из сохранившихся аналогов и первый в своём роде туристический караван был сделан в конце 19-го века. Его владелец, работавший врачом в Королевском военно-морском флоте, называл свой новый личный транспорт, который он сам и придумал, и разработал, по-морскому - сухопутной яхтой.

Построена "яхта" была компанией Bristol Wagon Works Company и имела следующие габариты: около 5,5 метров в длину (18 футов), чуть меньше 2 метров в ширину (6 футов 7 дюймов) и примерно 3,4 метров в высоту (10 футов 8 дюймов). Вес всего сооружения составляет около двух тонн.

Доктор Уильям Гордон Стейблз и его собака возле "Странника" Доктор Уильям Гордон Стейблз и его собака возле "Странника"

Уильям Гордон Стейблс родился в Банфшире (Северная Шотландия) в 1838 году, закончил Абердинский университет и стал хирургом. В 1877 году - до есть ему ещё не было и сорока лет - он вышел на пенсию по состоянию здоровья. По всей видимости, на пенсии ему стало скучно - в 1885 году он заказал постройку своего "Странника" и отправился в путешествие.

Наверное во многом это типичный дилижанс, только рассчитанный на гораздо более комфортное путешествие и на меньшее число пассажиров. Поэтому "Странник" логичней всего сравнивать именно с современными кемперами.

Умываться подано! Умываться подано!

Внутри было всё, что нужно для путешествия даже не просто в комфорте, но и с некоторым шиком - при том, что во время путешествия он вмещал кроме самого главного пассажира ещё камердинера, кучера, собаку (крупного ньюфаундленда, к слову) и какаду.

Внутри "дома на колесах" была, конечно, определенная мебель и удобства - подвесной шкаф и шкаф с книгами, зеркало, длинный диван, откидной стол, умывальник с водой в специальном баке и пр. Надо ли говорить, что все это было красиво оформлено в соответствующем времени стиле, занавески на окнах и красиво надпись над дверью с названием "яхты".

The Wanderer The Wanderer

Всё было сделано из красного дерева и клена, и окрашено в черный и золотой цвета. Весь экипаж везли за собой две лошади. И, судя по всему, в путешествии использовались две конкретных лошади с кличками Captain Corn-flower и Polly Pea-blossom (по всей видимости, что-то вроде Василек и Горошек - поправьте, знатоки английского).

За время своего первого путешествия летом 1885 года "Странник" преодолел 1400 миль (около 2253 км). Говорят, экипаж поражал всех встречающих своим видом жителей городов и деревень, через которые он проезжал.

Уильям Гордон Стейблс на привале на фоне своего "Странника" Уильям Гордон Стейблс на привале на фоне своего "Странника"

Но это был тот самый "пробный шар", который сработал - уже ко времени смерти доктора Гордона Стейблса в 1910 году такие экипажи стали привычными на британских дорогах.

Сам Уильям Гордон Стейблс, кстати, даже выпустил отчёт о своих путешествиях в виде книги "Круиз сухопутного яхтенного странника". Долгое время The Wanderer был собственностью семьи, но в 1960-х годах дочь доктора Гордона Стейблса завещала его британскому клубу Caravan and Motorhome Club, который объединяет поклонников такого рода путешествий.

"Странник" во время путешествия "Странник" во время путешествия

В 2015 году клуб отмечал 130-летие первого путешествия "Странника". Материалы той самой книги легли в основу специального проекта в "Твиттере". А сам экипаж - отреставрированный, но полностью оригинальный - и сейчас выставлен для осмотра на площадке Caravan and Motorhome Club.

Теги: