Как в Париже на лодках по метро катались
Есть такой жанр - фотоколлажи с совмещением старинных снимков и современных кадров, сделанных ровно на том же месте. Совмещение фотографий в одинаковом масштабе даёт возможность по особому посмотреть на то, что было и что стало. А порой и узнать о каких-то интересных фактах, которые в обычном изложении не очень впечатляют, а вот в подобной визуализации - более чем.
Скажем, известно, что Адольф Гитлер по время Второй мировой после взятия французской столицы приехал в Париж и совершил там небольшую (всего 2 часа) прогулку по "туристическим местам". И есть даже черно-белые фотографии с этой "экскурсии". Но когда видишь фото, сделанное 23 июня 1940 года, и современных людей на Площади Оперы - впечатления совершенно другие, согласитесь.
Глава нацистов со своим сопровождением в этот день между шестью и восемью часами утра успел посетить Нотр-Дам, Лувр, Триумфальную арку и много других мест. И впечатление здесь не просто "было - стало", историю получается прочувствовать, особенно если удалось когда-то видеть эти места ещё и в живую.
Эти парижские фотоколлажи делает местный художник Жюльен Кнез, который недавно выпустил целую книгу с такими работами, назвав её "Париж. Окна в историю". В книгу вошло 80 коллажей, охвативших период истории от 1871 до 1968 года. Все снимки современного Парижа Жюльен Кнез сделал лично, а все фото, конечно, архивные.
Конечно, сравнивать старые и новые виды тоже интересно. Вот, скажем, та же Place de l'Opera, по которой гулял Гитлер, но гораздо раньше - в 1900 году. Здесь видно, что конные экипажи едут по месту, где сейчас находится спуск в метро - тогда, понятно, оно ещё не было построено.
На этой фотографии можно видеть Эйфелеву башню - снимок сделан в 1890 году, который для Парижа был знаковым. Тогда проходила Всемирная Выставка (для которой и построена эта башня). На фото видно гуляющих людей, на заднем фоне, если смотреть сквозь арку башни, виден Дворец электричества, а справа - колесо обозрения.
Бульвар Клиши, 1900 год - этот вид, конечно, изменился за более, чем столетие. Знаменитое кабаре "Мулен Руж" работало тогда уже 11 лет и было знаменитым местом. "Красная мельница", как видим, красная и сейчас. К слову, открытие этого кабаре также было "подгадано" к старту Всемирной выставки - приезд в Париж многочисленных гостей со всего света дал старт и успеху этого уже легендарного заведения.
Все знают про двухэтажные автобусы в Лондоне, но вот не все - про двухэтажные трамваи в Париже. На этой старой фотографии, сделанной в 1909 году, мы видим, что такой общественный транспорт во французской столице тогда был. А по Фризланд-авеню были проложены рельсы, которых сейчас, как мы опять же видим, нет. А ещё всё это показано на фоне знаменитой Триумфальной арки, которая всё это время стоит как стояла.
А вот ещё один коллаж, из которого мы можем узнать об интересном факте. Когда в Париже в январе-феврале 1910 года произошло одно из крупнейших в истории города наводнений, затопило в том числе и часть метрополитена. Парижане в итоге передвигались по тоннелям на лодках, что мы и видим на этой архивной фотографии со станции Одеон. Самое интересное, что эта станция была открыта буквально 9 января 1910 года - то есть почти сразу же после запуска движения поездов и была затоплена.
А это - последняя работа в этой книге, "Красный май" или, как лаконично называют эту историю, майские события 1968 года во Франции. На архивном фото, которое сделано на улице Гей-Люссак в ночь с 10 на 11 мая, можно увидеть баррикады в Латинском квартале. Массовые беспорядки или же демонстрации протеста (с какой стороны посмотреть) привели тогда к смене французского правительства и отставке президента Шарля де Голля.
Считается, что и сама Франция тогда сильно поменялось - не случайно именно на этом событии и заканчивает свою книгу Жюльен Кнез. Возможно, следующая эпоха будет отсчитываться от нынешнего времени, но работать с нынешними архивами будут уже другие люди.