Четвертый постамент Трафальгарской площади

Изначально на Трафальгарской площади планировалось установить только два постамента - те, что ближе к Национальной галерее - и, соответственно, две статуи. Однако планы изменились и в итоге площадь получила четыре пьедестала, три статуи и головную боль на 150 лет в виде пустующего четвертого постамента для городских властей. Впрочем, проблему эту удалось в итоге решить весьма оригинальным способом.

История постаментов на Трафальгарской площади

Если встать у колонны Нельсона лицом к Национальной галерее, то на ближайшем к зданию музея правом от нас постаменте мы увидим конную статую Георга IV - короля, при котором фактически и началась история Трафальгарской площади. По его решению в начале XIX века со здешних земель были убраны королевские соколятни и конюшни, находившиеся там уже несколько веков. Затем придворному архитектору Джону Нэшу поручили разработать проект застройки освободившейся территории, и он предложил план просторной городской площади, работы начались, однако увидеть их конечный результат ни король, ни архитектор уже не успели. Работы завершались уже при других монархах и под руководством другого именитого архитектора - Чарльза Бэрри. При нем же в 1840-41 годах были установлены и постаменты. Статуи появились несколькими годами позже. И первым - в 1843 году - был как раз король.

Скульптор изобразил Георга IV в древнеримских одеждах, сидящим на лошади без седла. Статуя, кстати, была изготовлена еще при жизни монарха - в 1828 году (он скончался в 1830-м), причем работы были профинансированы самим королем. Изначально скульптуру предполагалось установить совсем в другом месте - на Мраморной арке у входа в Букингемский дворец. Однако после смерти Георга планы поменялись и в итоге возле Букингема не оказалось ни арки, ни статуи: арка "переехала" к Гайд-Парку, а скульптура - на Трафальгарскую площадь. Впрочем, и это место для Георга, говорят, долго считали временным и в течении нескольких лет даже не наносили на постамент соответствующую пояснительную надпись.

Далее по часовой стрелке идут памятники двум военачальникам XIX века, прославившихся военными кампаниями в Индии. Ближайшая к перекрестку со Стрэндом и входу на станцию метро Чаринг-Кросс - статуя сэра Генри Хэвлока (установлена в 1861 году), напротив него на другой стороне площади ближе к арке Адмиралтейства - статуя сэра Чарльза Напьера (установлена в 1855-м). В начале 21-го века статуи военачальников всерьез рисковали своими местами - мэр Лондона Кен Ливингстон предлагал убрать их с площади, но обошлось.

На четвертый - левый ближайший к Национальной галерее постамент - изначально предполагалось поставить конную статую Вильгельма IV - короля, чьим именем сперва назвали площадь. Вильгельм, сменивший на троне Георга IV, занял престол в 1830 году и, возможно, присвоение его имени новой площади стало своеобразным подарком к коронации. Однако уже к 1835 году площадь было решено переименовать в Трафальгарскую в честь знаменитой битвы у мыса Трафальгар, выигранной английским флотом в 1805 году. Короля Вильгельма же решили было увековечить тут в виде статуи, но на тот момент не хватило средств. В итоге с середины 19 века почти 150 лет постамент пустовал, вокруг него время от времени вспыхивали споры, однако к согласию городским властям прийти так и не удавалось. Наконец в 1998 году было решено предоставить эту площадку в пользование современным скульпторам и арт-деятелям для выставления своих работы.

Какие статуи стояли на Трафальгарской площади

Был объявлен конкурс, вызвавший немалый ажиотаж - число желающих выставить свои работы на центральной площади Лондона превысило 8 тысяч человек. И первой работой, появившейся на пустовавшем полтора века пьедестале, стала скульптура Ecce Homo - статуя Христа работы Марка Уоллингера. Случилось это в 1999 году. Статуя представляла собой мраморную фигуру Иисуса в терновом венце, выполненную в человеческий рост в масштабе 1:1. Из-за этого, а еще и из-за того, что скульптура была установлена не в центре, а на углу постамента, создавалась практически полная иллюзия, что на пьедестале стоит живой человек.

В 2000-м году статую Христа сменила работа Билла Вудроу "Невзирая на историю" - огромная голова, раздавленная книгой. Из книги растет дерево, оплетающее своими корнями и книгу, и голову, и частично постамент.

Еще через год - в 2001-м - здесь установили любопытный арт-объект британской художницы Рейчел Уайтред "Монумент без названия" (Untitled monument): это была 11-тонная прозрачная и пустая точная копия самого четвертого постамента, выполненная из смолы, и поставленная вверх ногами. Получалось что-то вроде зеркального отображения пьедестала. Несмотря на солидный вес и непривычный материал, скульптура выглядела довольно легкой, а критики, оценивая задумку художницы, отмечали, что она изобразила "прозрачность, не как пространство, которое нужно заполнить, а как отсутствие, которое нужно признать".

После этого постамент простоял пустым до сентября 2005 году пока туда не установили статую беременной художницы-инвалида Элисон Лэппер, выполненную ее другом Марком Куинном из белого мрамора. Скульптура так и называлась - "Элисон Лэппер беременна". Элисон родилась без рук и с непропорционально короткими и сильно деформированными ногами и свои картины рисовала, держа кисточку в зубах. "Трафальгарская Венера" символизировала мужество и победу бесконечной женственности, однако мнения вызывала неоднозначные.

В 2007-м году статую сменила инсталляция германского скульптора Томаса Шютте "Модель отеля". Выполненная из красного, желтого и голубого стекла, работа стала, вероятно, самым ярким на тот момент объектом на фоне сдержанных цветов площади, а прозрачность и яркие краски позволяли ей при разном освещении выглядеть немного по-разному.

В 2009-м постамент принял проект, ставший, пожалуй, наиболее интересным за всю историю его использования. Это была акция художника Энтони Гормли "Один и другой". Суть ее заключалась в том, что на пьедестале круглосуточно, раз в час сменяя друг друга, могли простоять самые разные люди - фактически, сюда мог забраться кто угодно и делать что угодно. Люди на постаменте могли разговаривать друг с другом, произносить речи, танцевать и петь, просто сидеть, лежать или даже спать, пить кофе - в общем, делать все, что угодно, что не выходит за рамки закона. Акция продолжалась 100 дней - с 6 июля по 14 октября 2009 года - и за это время в ней успели принять участие 2400 человек. В целом получился такой весьма оригинальный и любопытный "портрет Соединенного Королевства 21-го века".

По завершению проекта Гормли, на постаменте появилась скульптура более классического и привычного глазу вида: 4 ноября 2009-го на пьедестале установили статую сэра Кита Родни Парка - главного маршала авиации, летчика-истребителя, участвовавшего в Первой и Второй мировых войнах, героя Битвы за Британию. В знак признания заслуг Парка предлагалось установить ему на четвертом постаменте памятник постоянный, однако в итоге пятиметровая скульптура из стекловолокна простояла на Трафальгарской площади 6 месяцев, затем ее переместили в Музей королевских военно-воздушных сил, а окончательный вариант в бронзе был установлен на Ватерлоо Плейс возле клуба Атенеум.

Вернемся к четвертому постаменту: следующий арт-объект был напрямую связан как с героической тематикой площади, так и с ее названием - огромная плексигласовая бутылка с макетом флагмана флота адмирала Нельсона «Виктори» была водружена на четвертый постамент 24 мая 2010 года. Именно на "Виктори" адмирал получил смертельное ранение в ходе Трафальгарской битвы (само сражение английский флот выиграл). Размеры нового экспоната работы британского художника нигерийского происхождения Йинки Шонибаре, впечатляют: длина бутылки - 5 метров, диаметр - почти 3 метра, а находившийся в ней макет корабля выполнен в масштабе 1:30. Внимание к деталям впечатляет: на макете, как и на настоящей "Виктори" - 37 парусов, причем подняты из них 31 - как в день сражения при Трафальгаре. Сами паруса, однако, другого цвета - они сделаны из яркой ткани с популярными африканскими узорами. Эту ткань можно в какой-то мере считать визитной карточкой Шонибаре - он часто использует ее в своих произведениях.

Простояв на площади почти два года, корабль отправился в Гринвич и выставлен теперь там на территории Национального морского музея. А на четвертом постаменте наконец-таки появилась конная скульптура, запланированная здесь еще в 19 веке. Правда, несколько иного вида: 23 февраля 2012 здесь установили фигуру мальчика на лошади-качалке. Называлась она "Бессильные структуры. Фигура 101". Авторы - датчанин Майкл Элмгрин и норвежец Ингар Драгсет - заявили, что их работа - своеобразное переосмысление конного портрета и символизирует она героизм взросления.

Мальчика на лошади в 2013-м сменил огромный Синий петух. Пятиметровую скульптуру из стеклопластика работы немецкой художницы Катарины Фритц установили 25 июля. Как писали СМИ, синий петух на Трафальгарской площади, по замыслу автора, будет "отражать ирреальность окружающего мира, привносить чувство галлюцинации и неопределенности в строгий архитектурный ансамбль". Впрочем, художница говорила, что у скульптуры много значений, от юмористических до серьезных, и при желании каждый может сам с ними поиграть.

Весной 2015-го на смену петуху пришла "Дареная лошадь" или, возможно, "Дареный конь" работы немецкого скульптора Ганса Хааке. Если дареным коням, согласно пословице, не принято смотреть в зубы, то у этого животного можно было пересчитать даже ребра: скульптура Хааке представляла собой бронзовый лошадиный скелет с бантиком на передней ноге. Бантик был не простой, а электронный и по этому дисплею постоянно бегали цифры - биржевые курсы валют. Бантик с курсами трактовали как ироничный комментарий скульптора к изначальным планам установки на этом постаменте конной статуи короля Вильгельма IV - который, напомним, не поставили так как не хватило средств.

После лошади в конце сентября 2016-го на постамент поставили "лайк" - здесь появилась огромная рука, сложенная в этом жесте с неестественно длинным вытянутым вверх большим пальцем. Скульптор Дэвид Шригли назвал свою работу "Really good" ("Очень хорошо") и надеется, что жест станет пророческим и все перестроится на более позитивный лад. Высота выполненной из бронзы скульптуры - семь метров, она покрыта слоем патины чтобы не отличаться от остальных статуй на площади цветом.

Что будет дальше

Согласно порядку, установившемуся в последние годы, арт-объекты на четвертом постаменте сменяют друг друга примерно раз в полтора года и следующий экспонат запланирован на март 2018-го. Выбирают их заранее, причем сразу две работы на два цикла вперед. Так что уже известно, что в марте 2018-го здесь появится скульптура Майкла Раковитца "Невидимый враг не должен существовать", а в 2020-м - работа Хизер Филлипсон "КОНЕЦ" (THE END).

Это вскоре может появиться на Трафальгарской площади

Раковитц воссоздал статую ассирийского божества Ламассу - крылатого быка с головой человека - стоявшего возле Нергалских ворот Ниневии с 700 г. до н. э. и разрушенного террористами в 2015-м году. Статуя на Трафальгарской площади будет изготовлена из пустых жестяных банок из-под финикового сиропа - напоминание об отрасли промышленности, которой некогда славился Ирак и которую уничтожили войны.

"КОНЕЦ", представленный Филлипсон — это витая шапка сливок, увенчанная вишенкой, которую поедает огромная муха. Важная часть композиции - дрон, который будет летать вокруг и вести съемку всего, что происходит на площади, а желающие смогут наладить трансляцию на свои мобильные устройства. Сама художница считает, что неустойчивый вихрь сливок на постаменте будет выглядеть как памятник высокомерию и надвигающемуся краху.

Появится ли когда-нибудь на четвертом пьедестале постоянная скульптура - неизвестно. Предложений и слухов на эту тему ходило и ходит множество - среди кандидатур, например, назывались Маргарет Тэтчер и ныне царствующая королева Елизавета II. Но в общем, несмотря на периодически вспыхивающую критику, проект "Четвертый постамент" в его нынешнем виде чувствует себя вполне неплохо, а использование классического пьедестала на главной площади как площадки для современных скульпторов, выглядит весьма по-английски - слегка эксцентрично.