"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Одна из самых известных и, наверное, смешных мистификаций, связанных с необычным археологическими находками, проходит под условным названием "Кардиффский гигант". Здесь имеется ввиду не тот Кардифф, который является столицей Уэльса, а другой, американский, находящийся в штате Нью-Йорк. И речь идёт о найденном здесь окаменевшем человеке огромных размеров.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Надо ли говорить, что это стало сенсацией – огромный окаменевший человек ростом 3 метра и весом почти 1,4 тонны был найден 16 октября 1869 года двумя рабочими, Гидеоном Эммонсом и Генри Николсом, копавшими колодец за сараем некоего Уильяма Ньюэлла.

О находке очень быстро стало известно, да так, что народ, как говорится, валом повалил смотреть на удивительную находку. Один из рабочих, наткнувшись на каменное тело, воскликнул что-то вроде "Здесь похоронен какой-то старый индеец!" – а после того, как стало понятно, что это тело огромное, находку отнесли к библейским временам, когда на Земле жили гиганты.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Кто конкретно первым выдал такую интерпретацию, история, видимо, не сохранила. Но факт, что Уильям Ньюэлл поставил над находкой палатку и стал пускать любопытных за деньги. Вход сначала стоил 25 центов, но желающих посмотреть на окаменевшего гигантского индейца было так много, что через пару дней Ньюэлл удвоил стоимость "входного билета".

Пишут, что у дома Ньюэлла целыми днями стояли повозки – народ ехал со всей ближайшей округи. Конечно же, находку тут же приехали посмотреть настоящие археологи, которые заявили, что это подделка. Было также отмечено, что у Ньюэлла не было никакого повода копать колодец именно на этом месте за сараем – воды там не было.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

На фоне такого научного скептицизма народ продолжал ехать в импровизированный музей, а люди спорили, что же это такое – на самом деле окаменевший человек или, может, его статуя, сделанная в древности. Версия о "библейском человеке" была самой популярной, ведь в Библии говорится о том, что "...были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им".

Популярность "Кардиффского гиганта" была таковой, что нашлись желающие его выкупить. И вот тут уже надо рассказывать настоящую историю – отмотаем время чуть-чуть назад. Некий Джордж Халл, табачник, поспорил на церковном собрании – где обсуждали Библию (Книга Бытие, Глава 6, стих 4 – как раз про исполинов) – что сможет одурачить людей, верящих в этих древних гигантов.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

После этого он и решил сфальсифицировать необычную находку. Но вот идея сделать такого гиганта "окаменелым", говорят, появилась из других баек, которые тогда были популярны – о людях, которые окаменели, выпив тот или иной настой и т.п. Рассказы об этом даже публиковались в газетах – жёлтая пресса, видимо, была популярна уже тогда.

В общем, этот Джордж Халл стал действовать следующим образом. Сначала он нанял людей и добыл гипсовый блок длиной 3,2 метра – его привезли из штата Айвова, причём продавцам Халл сказал, что собирается поставить памятник Аврааму Линкольну в Нью-Йорке.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Но гипсовый блок уехал в Чикаго, где наш неутомимый мистификатор нанял каменотёса по имени Эдвард Бургхардт, дав ему задание вырезать якобы захороненного человека, ну и, конечно, взял клятву хранить тайну. То, что получилось, затем обработали разными кислотами, чтобы "состарить" и выдать за настоящую древность. Известно даже, что "мастера подделок" использовали доску с вбитыми в неё вязальными спицами – ими били по скульптуре, чтобы сымитировать поры кожи.

В ноябре 1868 года результат этих трудов был доставлен поездом на ферму двоюродного брата Джорджа Халла – того самого Уильяма Ньюэлла. Известно, что вся эта затея обошлась Халлу в 2600 долларов (считается, что по нынешним меркам это примерно 50 тысяч долларов).

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Что интересно, до "случайной находки" в итоге прошёл почти год – что там в это время думали себе эти нескучные мужчины, остаётся только догадываться. Может быть сомневались, а может ждали удобного момента. Так или иначе, это случилось – что конкретно, мы уже описали в начале статьи, остановившись на том, что Халл умудрился за хорошую сумму продать "долю в бизнесе". Он в итоге выручил 23000 долларов, приумножив вложения почти 10 раз, и вышел из дела.

Дальше было ещё интересней. Новые владельцы, которых представлял некий Дэвид Ханнум, перевезли "Кардиффского гиганта" на выставку в Сиракузы – это недалеко, тут же, в штате Нью-Йорк. Там выставка собрала ещё больше народу. Глядя на этот аншлаг, некий известный шоумен Финеас Барнум предложил 50000 долларов за наделавшее шуму произведение скульптурного искусства (не зная, но наверняка догадываясь, что к чему).

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Но ему отказали, в ответ на что он создал копию "Кардиффского гиганта" – верней, нанял людей, которые сначала каким-то образом незаметно сделали восковую копию статую, а затем и гипсовую версию. После чего выставил её непосредственно в Нью-Йорке, заявив, что именно его "Кардиффский гигант" – настоящий, а в Сиракузах выставляют подделку.

Ну и развязка – подлинный апофеоз этой истории. Дэвид Ханнум подал в суд на Барнума за то, что тот назвал каменного трёхметрового человека, которым он владел, подделкой – но судья во время заседания потребовал, чтобы Ханнум поклялся в подлинности своей копии "Кардиффского гиганта". Тот не смог дать такую клятву, а 10 декабря 1869 года история закончилась тем, что Халл признался во всем прессе.

"Кардиффский гигант": как спор о Библии стал причиной одной из самых громких мистификаций, в которую поверили тысячи людей

Затем, правда, Барнум сумел продать несколько копий статуи – видимо, суд стал дополнительной рекламой. А "настоящая" изначальная версия затем выставлялась на выставках, в итоге его купил некий издатель из Айовы для украшения дома, но в 1947 году продал его "Музею фермеров" в Нью-Йорке – там эта статя выставляется до сих пор.